Рождественская программа клавиристки Веры Воронежской сводит вместе барочные сочинения для клавесина и рождественскую музыку авангардистов Оливье Мессиана и Джорджа Крама, написанную для рояля. Объединяет их тяга к симметрии, порядку и числу, воплощенному в музыке.
Считается, что праотец всех клавесинов— инструмент под названием монохорд, с помощью которого Пифагор изучал числовые отношения во Вселенной. В эпоху барокко монохорд вышел из употребления, но любовь к арифметическим закономерностям осталась. Первое отделение концерта будет исполнено на клавесине и состоит из рождественских пьес Пьера Дандриё и страстно тяготевшего к арифметике Иоганна Себастьяна Баха.
Вторая часть программы — рождественская музыка Оливье Мессиана и Джорджа Крама. Традиционная картина — Мария, Иосиф, Богомладенец, пастухи и волхвы — расширяется до пределов космоса, и мы смотрим на вертеп взглядом небесных светил, Отца и Ангелов. А когда появляются космические звуки «подготовленного» фортепиано в «Маленькой сюите на Рождество» Крама, кажется, что Рождество совершается не только в церкви в Падуе, где находятся вдохновившие композитора фрески Джотто, но и во всей Вселенной.
Программа
Уильям Бёрд
«Колокола»
Пьер Дандриё
«Воспоём торжественно ноэли»
«Идём увидеть завет святой»
«Скажи же нам теперь, Мария»
Марк-Антуан Шарпантье
«Несколько ноэлей на бубнах»
Иоганн Себестьян Бах
Итальянский концерт фа-мажор BWV 971
Джордж Крам
«Маленькая сюита на Рождество»:
— «Благовещение»
— «Колыбельная Иисусу»
— «Пастушье Рождество»
— «Поклонение Волхвов»
— «Рождественский танец»
— «Песнопения священной ночи»
— «Рождественский звон колоколов»
Оливье Мессиан
Из цикла «20 взглядов на Младенца Иисуса»
— «Взгляд Звезды»
— «Рождество»
— «Поцелуй Младенца Иисуса»
Вера Воронежская
Вера Воронежская — лауреат международных конкурсов. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано и клавесина (преподаватели: Е. Державина, О. Мартынова, А. Любимов). В 2020 году завершила обучение в аспирантуре там же, на факультете, специализирующимся на изучении современной музыки (ОСМ). Параллельно с обучением в Московской консерватории стажировалась в Италии в Академии старинной музыки «Villa Bossi». Участвовала в различных мастер-классах в России и за рубежом с признанными мировыми специалистами в области старинного исполнительства, такими как П. Антай, Б. ван Асперен, М. ван Дельфт, Я. Кристансен, Б. ван Орт и другими. В течение последних лет Вера увлекается аутентичным русским фольклором, поет в составе семейного ансамбля, ездит в экспедиции в села, где еще живы песенные традиции. Вера Воронежская считает своей миссией расширять границы классической музыки. Следуя этой цели, музыкант экспериментирует с программами, сочетая фольклор с классикой, современную традицию — со старинной. Из желания вырвать музыку из рамок концертного зала и приблизить ее к восприятию неподготовленного слушателя вырос фестиваль в историческом парке села Подмоклова, который Воронежская проводила с 2014 по 2019 год. Летом 2022 года Вера Воронежская с командой единомышленников провела музыкально-научный фестиваль «Пульсары» на территории обсерватории г. Пущино.