Холода #1: Заморозки 20-х. Мосолов, Лурье, Шостакович

24.02 пн
20:00
Новая музыка в СССР между революцией и оттепелью
ДК Рассвет и оркестр Prometheus начинают цикл концертов «Холода», посвященный первой волне советского авангарда — музыке СССР до хрущевской оттепели. Один концерт — одно десятилетие. Название цикла вдохновлено одноименной песней Леонида Федорова — в начале каждого концерта она будет исполнена в новой аранжировке. Образ холодов не случаен: большинство сочинений, представленных в программе, были подвергнуты суровой официозной критике, а их авторы — гонениям со стороны властей. «Холода» — это калейдоскоп заморозков, морозов и отмороженности в истории советской музыки (и в истории восприятия этой музыки). Зима железная дохнула, и не осталось и следов.

Первый концерт посвящен 1920-м годам — времени, когда в музыке легко могли сочетаться конструктивизм, реализм, постэкспрессионизм и романтизм. Все сочинения программы написаны в 1926 году. Композиторы этого вечера — яркие, молодые, чрезвычайно талантливые, подающие надежды авторы. Владимир Дешевов пытается воплотить в музыке «стальной скок» индустриализации, Александр Мосолов (ученик Глиэра и Мясковского) пишет дадаистскую вещь на абсурдистские тексты газетных объявлений, Николай Рославец работает над «синтетаккордом» — собственной системой новой звуковой организации. Артур Лурье — музрук «Бродячей собаки», основатель Ассоциации современной музыки и экс-начальник музыкального отдела Наркомпроса, разрабатывающий свои принципы «свободной» музыки, к этому моменту уже эмигрировал из СССР и пишет свой непростой Третий струнный квартет в Париже. О талантливом 19-летнем студенте Шостаковиче еще мало кто слышал — его Первая симфония уже написана, но еще не исполнена, в прессе даже его фамилию пишут с ошибкой, а две пьесы для струнного октета — одни из самых первых его сочинений, которые он имеет возможность услышать «в реальном звучании». В письмах друзьям он пишет, что что после первого исполнения бегал вокруг консерватории, как сумасшедший, и «хотел бы, чтобы все были так счастливы, как он, когда слышал свой Октет, который звучал очень хорошо».

Практически все эти композиторы будут раздавлены советской властью. Их музыка 1920-х впоследствии окажется забыта и не будет исполняться на протяжении десятилетий. Дешевов после волны критики 1930-х годов отходит от авангардных экспериментов, занимается прикладной музыкой, умирает в безвестности в 1955-м. Мосолов арестован в 1937-м; после освобождения пишет музыку в духе соцреализма, умирает всеми забытый в 1973-м. Рославец, ставший одной из жертв «антиформалистической» кампании 1930-х, лишен возможности заниматься музыкой, уходит в тень, живет в бедности, умирает после двух инсультов в 1944-м. Лурье оканчивает жизнь в Америке в 1966-м, его музыка не исполняется ни в СССР, ни на Западе. Шостакович переживет многих, оставив миру хрестоматийный образ затравленного, но не сломленного до конца композитора.

На сцене — камерный оркестр Prometheus, автор и организатор проекта, художественный руководитель и дирижер — Михаил Калицкий.

Программа

Владимир Дешевов. «Рельсы», «Экзотическая сюита»
Александр Мосолов. «Четыре газетных объявления»
Николай Рославец. Соната для альта и фортепиано № 1
Артур Лурье. Струнный квартет № 3
Дмитрий Шостакович. Прелюдия и скерцо для струнного октета

Солисты оркестра Prometheus

Михаил Калицкий, фортепиано
Михаил Турпанов, фортепиано
Анастасия Бакулина, сопрано
Анна Ченчикова, альт
Елизавета Селезнева, гобой
Иван Эпштейн, гитара

Квартет солистов оркестра Prometheus

Александра Калицкая, скрипка
Анастасия Алимова, скрипка
Вероника Субботина, альт
Анна Рене Строжевская, виолончель

Октет солистов оркестра Prometheus

Александра Калицкая, скрипка
Елизавета Кизель, скрипка
Анна Кашина, скрипка
Дмитрий Калинин, скрипка
Вероника Субботина, альт
Елена Швецова, альт
Анна Рене Строжевская, виолончель
Елена Чуприкова, виолончель
КУПИТЬ БИЛЕТ ₽1400 →

Немного формальностей