Мортон Фелдман. Фортепиано и струнный квартет
02.11 сб
19:30
Тревожно-депрессивная медитация
2 ноября Late Quartet и пианист Михаил Турпанов исполнят в ДК Рассвет позднее сочинение классика американского авангарда Мортона Фелдмана — «Музыку для фортепиано и струнного квартета» (1985),
Характер пьесы созвучен с другими его произведениями этого времени: ее главные эмоции — меланхолия и тревога. Слушая ее, оказываешься в клетке медленного перетекания звуков, которые поочередно берут фортепиано и квартет струнных. Пьеса длится около 80 минут, и за это время в ней происходит совсем немного «событий»: композитор использует не слишком отличающиеся друг от друга паттерны и сочетания тембров. Это позволяет слушателю погрузиться в состояние меланхоличной медитации и понаблюдать за своими реакциями.
Late Quartet: «Миссия нашего концерта — создать ситуацию для честного проживания негативных чувств, и через это прийти к осознанному принятию. Мы стремимся достичь терапевтического эффекта через погружение в эмоции, которые обычно не демонстрируются публично. С помощью музыки Фелдмана мы создадим пространство, в котором гости смогут разрешить себе грустить, тревожиться, возможно даже злиться — без стигматизации этих чувств. В результате мы надеемся помочь слушателям освободить сознание от печали, и найти в себе новый источник сил».
Джон Кейдж: «Звук ничего не совершает; без него жизнь не продержалась бы и мгновения. Однажды вечером Мортон Фельдман сказал, что он мертв, когда сочиняет. Пространство и пустота в высшей степени востребована в этот момент истории… Фельдман — довольно крупный мужчина, умеющий быстро засыпать. И вот он по обыкновению своему заснул — и проснулся, чтобы произнести следующее: „Сейчас, когда все стало таким простым, нужно многое суметь сделать“. И после этого он, как по команде, снова отключился. Музицирование как таковое, у Фельдмана в особенности, — это торжество того факта, что мы не обладаем ничем.
Чтобы ввести вас в курс дела, позвольте заметить, что я (Кейдж) постоянно меняюсь, в то время как музыка Фельдмана в большей степени продолжает сама себя, чем изменяется. У меня никогда не было, как нет и теперь, никаких сомнений в ее красоте».
Late Quartet
Варвара Косова, скрипка
Наталья Пьянкова, скрипка
Серафима Вепринцева, альт
Мария Миронова, виолончель
Late Quartet создан в 2023 году. Участники квартета — исполнители современной академической музыки. Выступали на Дягилевском фестивале, фестивалях «Московская осень», Gnesin Contemporary Music Week, Remusik.org, GAMMA festival. Регулярно исполняют российские и мировые премьеры произведений современных композиторов. Среди них Франческо Филидеи, Кассандра Миллер, Кирилл Уманский, Наталья Прокопенко, Григорий Зайцев, Константин Комольцев и др. Сотрудничали с ансамблем Студия новой музыки, симфоническим ансамблем Персимфанс, ансамблем Opus Posth. Летом 2024 года приняли участие в пятом исполнительском практикуме МАСМ.
Михаил Турпанов
Михаил Турпанов родился в 1989 году в Красноярске. Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, Московскую государственную консерваторию. Лауреат международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2015). Как солист выступал с Национальным филармоническим оркестром России, Московским камерным оркестром Musica Viva, Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории, Государственным академическим камерным оркестром России; сотрудничал с дирижерами Александром Лазаревым, Кен-Дэвидом Мазуром, Александром Рудиным, Анатолием Левиным, Эдуардом Серовым и др. Среди его партнеров по сцене — Яна Иванилова, Марина Карпеченко, Владислав Иголинский, Алексей Лундин, Диана Пасько, Марьяна Осипова, Ирина Стачинская, Сергей Елецкий, Юрий Фаворин, Александр Гиндин, Михаил Дубов, Басиния Шульман, Алексей Курбатов и др. В рамках просветительской программы «Антология фортепианной музыки России» записал произведения Альфреда Шнитке, Александра Вустина, Николая Каретникова; представил российские и мировые премьеры сочинений Хаи Черновин, Юрия Буцко, Ивана Соколова, Дениса Хорова и др. С 2018 года ведет класс специального фортепиано в Центральной музыкальной школе — Академии исполнительского искусства; преподает на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории.