Фуга — одна из самых сложных и математически выверенных музыкальных форм: даже самая короткая композиция в форме фуги бравирует многоярусной полифонией, в которой заданная тема переходит из голоса в голос, повторяясь и видоизменяясь. Как известно, первым, кто сочинил цикл из прелюдий и фуг во всех 24 тональностях, был И.С. Бах. С наступлением чувственного романтизма этот жанр уходит в тень — фуга стала считаться устаревшей, холодной, рассудочной и суховатой формой. Но XX век с его трагедиями и историческими катаклизмами как будто снова призывает музыку и человека вернуться к структурности.
В 1937 году на клочках телеграфных бланков заключенный в колымский лагерь Всеволод Задерацкий пишет цикл из 24 прелюдий и фуг. В то же время в Германии неугодный новому национал-социалистическому режиму Пауль Хиндемит сочиняет сонату, в которую вставляет две фуги, а затем, уже в Америке, «Ludus tonalis» — экспериментальный цикл из интерлюдий и фуг. В 1950-х годах, пережив волну гонений, Дмитрий Шостакович пишет свой цикл из 24 прелюдий и фуг — нарочито абстрактное и в то же время глубоко личное высказывание.
В концерте также прозвучит соната Алексея Станчинского, третья часть которой решена в форме фуги. Несмотря на то, что Станчинский не дожил до 1917 года, его произведения фактически были запрещены к исполнению советской властью, поскольку изданием сочинений композитора занимался репрессированный Сергей Жиляев.
Программа «Фуги выживания» — музыка для тех времен, когда нужно собраться и поместить себя в строгие рамки формы, музыка про стойкость и внутреннее сопротивление как противоположность конформизму.
Программа
Всеволод Задерацкий
Прелюдия и фуга до мажор
Прелюдия и фуга ля минор
Пауль Хиндемит
Соната № 3
Дмитрий Шостакович
Прелюдия и фуга до мажор
Прелюдия и фуга ля минор
Прелюдия и фуга ре мажор
Прелюдия и фуга си-бемоль минор
Алексей Станчинский
Первая соната фа мажор
Вера Воронежская
Вера Воронежская — лауреат международных конкурсов. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано и клавесина (преподаватели: Е. Державина, О. Мартынова, А. Любимов). В 2020 году завершила обучение в аспирантуре там же, на факультете, специализирующимся на изучении современной музыки (ОСМ). Параллельно с обучением в Московской консерватории стажировалась в Италии в Академии старинной музыки «Villa Bossi». Участвовала в различных мастер-классах в России и за рубежом с признанными мировыми специалистами в области старинного исполнительства, такими как П. Антай, Б. ван Асперен, М. ван Дельфт, Я. Кристансен, Б. ван Орт и другими. В течение последних лет Вера увлекается аутентичным русским фольклором, поет в составе семейного ансамбля, ездит в экспедиции в села, где еще живы песенные традиции. Вера Воронежская считает своей миссией расширять границы классической музыки. Следуя этой цели, музыкант экспериментирует с программами, сочетая фольклор с классикой, современную традицию — со старинной. Из желания вырвать музыку из рамок концертного зала и приблизить ее к восприятию неподготовленного слушателя вырос фестиваль в историческом парке села Подмоклова, который Воронежская проводила с 2014 по 2019 год. Летом 2022 года Вера Воронежская с командой единомышленников провела музыкально-научный фестиваль «Пульсары» на территории обсерватории г. Пущино.