Behind the light. Джарретт, Циммерман, Дебюсси

20.10 вс
19:30
Музыка для скрипки и фортепиано от импрессионизма до неоклассики
ДК Рассвет представляет вечер камерной музыки «Behind the light» («По ту сторону света»). Программа дуэтов для скрипки и фортепиано объединяет совершенно разные музыкальные миры (великого американского джазового пианиста Кита Джарретта, немецкого классика XX века Бернда Алоиза Циммермана), но все сочинения отмечены безошибочным и редким качеством нахождения близ яркого источника света. Бывает ли по-настоящему беспросветная тьма? Может ли ее рассеять даже крохотный луч света?

Кит Джарретт известен своими джазовыми вещами, но он сочинял и академические композиции, близкие американской неоклассике (вроде музыки Самюэля Барбера). Собранные на альбоме «Bridge of light» («Мост света», 1993), они лишены всякого видимого конфликта — это мягкая, пасторальная музыка. В его скрипичной сонате мелодические линии двигаются, мерцают, переплетаются, оставляя ощущение спокойствия и радости. «Я не пытаюсь умничать в этой музыке, — замечал композитор. — Я пытаюсь проявить то состояние, которое из современного мира ушло, оставшись лишь, может быть, в частной жизни: состояние сдачи [в плен] — смирения перед гармонией вселенной, существующей и с нами, и без нас. Давайте впустим ее в себя».

«Behind the light» — соната современного французского композитора Антони Жирара, которая впервые будет исполнена Дарьей Ушаковой в России в сентябре этого года, контрастирует с «осязаемой и реальной» сонатой Джарретта. Импрессионизм и иллюзорность музыки Жирара создает необъяснимое ощущение волнения и тревоги.

Скрипичная соната Бернда Алоиса Циммермана — кульминация программы. Она относится скорее к раннему периоду его творчества, и в ней уже просматриваются черты, ставшие отличительными для его зрелых работ, — жесткость, крайний пессимизм, отчаяние и беспросветность.

«Лунный свет» Дебюсси завершает программу и возвращает нас к свету, к началу.

Программа

Кит Джарретт
Соната для скрипки и фортепиано (1984)
— Celebration
— Song
— Dance
— Birth
— Dance

Антони Жирар
Соната для скрипки и фортепиано «Behind the light» (2005)

Бернд Алоис Циммерман
Соната для скрипки и фортепиано (1950)
— Sonata
— Fantasia
— Rondo

Клод Дебюсси
Лунный свет из «Бергамасской сюиты» (1905; обработка для скрипки и фортепиано — Александр Ролен)

Исполнители

Дарья Ушакова родилась в 1997 году в Воронеже. Начала заниматься музыкой в пять лет, в семь состоялось ее саму Консерваторию (класс Г.Ш. Муржа). В 23 года стала самым молодым концертмейстером симфонического оркестра в России (МГСО, 2020–2024). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Как солистка Дарья выступала с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Московским государственным симфоническим оркестром, Государственным кремлевским оркестром, Камерным оркестром «Академия русской музыки» и др. Большое место в ее творчестве занимает исполнение современной музыки. В 2023 году Дарья исполнила мировую премьеру «Фантазии для скрипки и фортепиано» композитора Веры Петровой (ей же посвященную), так же в сентябре 2024-го в галерее «Нико» в исполнении Дарьи прозвучит российская премьера сонаты «Behind the light» Жирара. С 2020 года участвует в проектах Алисы Гребенщиковой в качестве саунд-дизайнера и импровизатора.

Пианист и перформер Георгий Кюрдиан родился в 1994 году в Риге, с 2012 года живет и работает в Германии. Помимо фортепиано, занимался гитарой и композицией. Наибольшее музыкальное влияние на него оказали Борис Блох, Арнульф фон Арним, Матти Раэкаллио и Евгений Синайский. Лауреат Третьей премии и приза зрительских симпатий 14-го международного конкурса Баха в Лейпциге. Георгий активно выступает соло и в камерных составах, а также участвует в перформансах и трансдисциплинарных проектах. В феврале 2023 года на нидерландском лейбле Challenge Records вышел его дебютный диск с произведениями Баха, Бетховена и Брамса, в марте 2025-го выходит следующий альбом, целиком посвященный Рихарду Вагнеру.
КУПИТЬ БИЛЕТ ₽1200 →

Немного формальностей