Сочинениям композиторов, в то или иное время покинувших Россию, можно было бы посвятить масштабный фестиваль — тема эта необъятна. Концерт Московского ансамбля современной музыки объединит композиторов-эмигрантов разной степени известности, уехавших из страны в разное время и по разным причинам.
Артур Лурье (1892–1966), один из прототипов ахматовской «Поэмы без героя» и завсегдатай «Бродячей собаки», до революции занимал важное место в иерархии футуристов, а его удивительные и хрупкие сочинения хвалили все, от Адамовича до Штрауса; уехав в 1921-м, он стал близким другом Стравинского и продолжал сочинять вплоть до конца жизни, но музыка его в СССР, как, впрочем, и на Западе, практически не была известна и не исполнялась.
Надолго забыты были и уехавшие в Париж постскрябинисты — создатель загадочных электроинструментов, теософ и мистик Иван Обухов (1892–1954) и пионер микротональной музыки Иван Вышнеградский (1893–1979). Реэмигрант Андрей Волконский (1933–2008), напротив, стал первым послевоенным советским авангардистом и оставил после себя в Союзе целую плеяду учеников и поклонников — во многом именно они спасли его от забвения в эмиграции.
Программу дополняют современные российские композиторы — Сергей Невский, с середины 1990-х живущий и работающий между Берлином и Москвой, и Дмитрий Курляндский, эмигрировавший в феврале 2022 года.