ОКЕАН САНСАРА
14.12 сб
19:30
Новый альбом Антона Батагова
ДК Рассвет представляет концерт — презентацию нового альбома композитора и пианиста Антона Батагова.
Антон Батагов: «Этот альбом я записал в августе 2022 года. Раньше я никогда не смешивал в одном альбоме свою музыку и музыку классиков. А теперь вот решился. Так или иначе, я всегда был и „исполнителем“, и „композитором“. Мои „интерпретации“ классики всегда звучали, скажем так, странно (по сравнению с тем, как „полагается“ играть), а в моих собственных вещах всегда есть эхо исполнительского опыта.
Но теперь каждому звуку приходится прокладывать дорогу сквозь невозможность говорить музыкой и говорить вообще. Все, что казалось важным и имеющим значение, обессмыслилось. И невозможно продолжать заниматься искусством так, как будто „все нормально“.
Маршрут альбома идет сквозь „хрестоматийные“ классические вещи и вещи мои собственные через всю мою жизнь — от тех времен, когда мама, посадив маленького меня на колени лицом к клавиатуре и положив мои руки поверх своих, играла мне эти прелюдии Баха (собственно, так я и „вошел в музыку“) — и до настоящего момента. От „Музыки для декабря“ (1993) до „Чаконы ля минор“ (2021). От фа-минорного „Музыкального момента“ Шуберта до самого последнего романса Чайковского („Снова, как прежде, один...») в моей транскрипции для фортепиано соло.
Одиннадцать треков альбома — как разрозненные страницы, выброшенные на берег океана Сансара и попавшие кому-то в руки. Попытка понять, какая между ними связь, как и зачем все это было и что будет теперь. Если на этой планете кто-то вообще уцелеет, то не факт, что возникнет желание и возможность послушать музыку. Но на всякий случай пусть этот альбом существует.
Рок-н-рОльга. Эту вещь я написал в 2021 году по просьбе пианистки и композитора Ольги Ивановой. Она хотела сделать программу для концерта и альбома, состоящую из ноктюрнов разных авторов, и попросила коллег-композиторов написать для нее по ноктюрну. Как известно, ноктюрны XIX века — это нечто „пейзажное“, лирическое, иногда трагическое, и, как правило, с красивой мелодией. XX век привнес новые краски. XXI век все соединил и убрал кавычки, понаставленные постмодернистами. Я подумал, что молодая, красивая и успешная леди, сочиняющая „академическую“ музыку и выступающая с фортепианными концертами, вполне вероятно, ночью может захотеть пойти в клуб послушать нечто совсем другое и потанцевать. И я написал вещь под названием „Рок-н-рОльга“. Такой вот ноктюрн.
Вдох выдох: ми минор. Эта пьеса (2005) – главная тема фильма Ивана Дыховичного „Вдох выдох“. В саундтреке фильма она существовала в двух вариантах — „громком“ и „тихом“. Недавно я сделал новую редакцию тихого варианта. Именно она и вошла в этот альбом.
Чакона ля минор. Написана в 2021 году по заказу нью-йоркского фестиваля Bang on a Can. Чакона — не название, а форма: простая аккордовая секвенция и много вариаций, в которых на базе этих аккордов строятся всевозможные фактуры, мелодии и все, что угодно. В барочные времена это была одна из самых распространенных форм. Ну а для „минималиста“ чакона — абсолютно родное явление, потому что именно такие принципы и лежат в основе „минималистских“ методов композиции.
Океан Сансара. Эта вещь появилась в 2006 году в качестве вступительной темы для альбома „Ежедневная практика“, придуманного и записанного мною вместе с ламой Сонамом Дордже (ламой Олегом). Сансару традиционно называют океаном горя, океаном печали, океаном слез. В 2022 году я сделал фортепианную версию „Океана Сансара“.
Музыка для декабря. Декабрь 1993 года. Отсюда и название. Это была музыка для сэмплерных инструментов. Через несколько дней после того, как я закончил запись, я познакомился с Иваном Дыховичным. Он искал композитора для нового фильма. Мы встретились, он послушал эту вещь и сказал: „Вот это и будет музыка для фильма“. И получилось так, что название музыки стало названием фильма. А мы с Иваном дружили и сотрудничали 16 лет — вплоть до его смерти. В 2022 году я сделал версию „Музыки для декабря“ для фортепиано соло.
О сочинениях классиков, вошедших в альбом, писать не буду: они вряд ли нуждаются в моих словах».
Программа
Прелюдия до минор, BWV 999 (Бах, между 1717 и 1723)
Рок-н-рОльга (Батагов, 2021, российская концертная премьера)
Музыкальный момент фа минор, op. 94, № 3 / D 780 (Шуберт, 1823)
Вдох выдох: ми минор (Батагов, 2005, редакция 2022)
Прелюдия до минор, BWV 847 (Бах, 1722)
Чакона ля минор (Батагов, 2021, российская концертная премьера)
Снова, как прежде, один (Чайковский, 1893 / Батагов, 2022)
Океан Сансара (Батагов, 2006, редакция 2022, российская концертная премьера)
Прелюдия си минор, op. 32, № 10 (Рахманинов, 1910)
Музыка для декабря (Батагов, 1993 / 2022, версия для фортепиано соло, российская концертная премьера)
Прелюдия до мажор, BWV 846 (Бах, 1722)
Продолжительность: 1 час 20 минут. Концерт идет без антракта.
Фотография: Ира Полярная