Третий концерт
цикла Schönberg 150 посвящен двум сочинениям для струнного оркестра — музыканты камерного оркестра «Околобаха» исполнят знаменитую «Просветленную ночь» и написанную в эмиграции «Сюиту в старинном стиле». Это не вполне привычный, «доступный» и даже «мелодичный» Шенберг (что, впрочем, не значит «простой»).
«Verklärte Nacht», или «Просветленнная ночь» — ранее сочинение, впервые исполненное в Вене в 1902 году. Ретроспективно оно воспринимается как красивая позднеромантическая музыка, однако для венских слушателей это была умеренно возмутительная вещь — в первую очередь благодаря тексту поэмы Рихарда Демеля, которую многие посчитали воспевающей (или, по крайней мере, не осуждающей) внебрачный секс. Находки Шенберга — он, по собственному признанию, пытался перенести в камерную музыку идеи формы Брамса и гармонии Вагнера — тоже звучали свежо и необычно. Впрочем, вполне мелодично — «Просветленнная ночь» довольно быстро стала одной из самых популярных и исполняемых вещей Шенберга и остается таковой по сей день. Самого автора это не слишком радовало. В одном из писем он язвительно замечает: «На вопрос, почему я больше не пишу так, как в пору „Просветленной ночи“, я обычно отвечаю: „Именно так я и пишу, но я не виноват, что люди этого еще не понимают“».
«Сюита в старинном стиле» написана зрелым автором, уже отошедшим от тональности и придумавшим собственную додекафонную систему. Она выделяется на фоне произведений этого периода своей неоклассической простотой. Цикл написан для основанного в то же время оркестра Нью-Йоркского университета. Сам автор предостерегал слушателей от неверного восприятия цикла как публичного отказа от его достижений на поприще «новой музыки» (Сюита стала первым с 1908 года произведением, написанным Шенбергом в мажоро-минорном ключе) — напротив, он видел в нем продолжение традиций, идущих от мастеров эпохи барокко, но на новом витке.
Программа
«Просветленная ночь», ор. 4
Сюита в старинном стиле для струнного оркестра (1934)
«ОКОЛОБАХА»
Камерный оркестр «Околобаха» основан в 2020 году. В состав молодого коллектива вошли инициативные студенты и выпускники Московской консерватории, являющиеся лауреатами многих международных конкурсов. Оркестр выступает на концертных площадках Москвы. В сферу его интересов входит не только репертуар эпохи барокко и ранней классики, но также советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Коллектив специализируется на историчном звучании и вдумчивой интерпретации музыкального текста. Художественный руководитель и дирижер — Максим Бетехтин.