Четвертый концерт
цикла Schönberg 150 посвящен произведениям Шенберга для небольших камерных составов.
Духовой квинтет — одно из первых сочинений, в котором Шенберг в полной мере воплотил свою новую додекафонную композиторскую систему. Такой метод подразумевает построение музыкальной ткани из неизменяемого звукоряда — 12 полутонов, последовательность которых называют серией. Сочинение строится на основе этой серии так, что использовав ноту один раз, ее нельзя использовать, не введя в оборот все остальные ноты серии. Процесс музыкального развития в такой рационально выстроенной музыке оказывается детерминирован.
Может ли математически выверенная структура выражать сложные эмоции? Доступны ли додекафонии радость или ликование? Сюита для семи инструментов ор. 29 с легкостью демонстрирует: еще как. Безмятежная, жизнерадостная музыка написана в период относительного спокойствия — в 1923 году композитор женится на Гертруде Колиш. Именно ей посвящена четырехчастная пьеса, полная танцевальных ритмов, ее инициалами G-Es (Gertrud Schoenberg) проникнуты музыкальные темы.
После эмиграции из охваченной фашизмом Германии творчество Шенберга меняется — в него проникают социальные и политические мотивы. Тема борьбы с тиранией и ненадежности любой, даже самой сильной власти воплощена в пьесе для фортепианного квинтета и низкого голоса «Ода Наполеону Бонапарту» на текст Байрона. Шенберг описывал выбор темы так: «Лига композиторов попросила меня (1942) написать камерное музыкальное произведение для их концертного сезона. В нем должно быть задействовано только ограниченное количество инструментов. У меня сразу возникла идея, что это произведение не должно игнорировать волнение, вызванное в человечестве преступлениями, которые спровоцировали эту войну. Я вспомнил „Женитьбу Фигаро“ Моцарта, поддерживающую отмену „закона первой ночи“, „Вильгельма Телля“ Шиллера, „Эгмонта“ Гете, „Эроику“ и „Победу Веллингтона“ Бетховена, и я знал, что моральный долг интеллигенции — выступить против тирании».
Программа
Духовой квинтет, ор. 26
«Ода Наполеону Бонапарту», ор. 41
Сюита, ор. 29
«ОКОЛОБАХА»
Камерный оркестр «Околобаха» основан в 2020 году. В состав молодого коллектива вошли инициативные студенты и выпускники Московской консерватории, являющиеся лауреатами многих международных конкурсов. Оркестр выступает на концертных площадках Москвы. В сферу его интересов входит не только репертуар эпохи барокко и ранней классики, но также советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Коллектив специализируется на историчном звучании и вдумчивой интерпретации музыкального текста. Художественный руководитель и дирижер — Максим Бетехтин.
Елизавета Максимова, флейта
Андрей Матюхин, гобой
Дмитрий Скородумов, кларнет
Никита Моисеев, валторна
Александр Карачевцев, кларнет-пикколо
Алексей Филатов, бас-кларнет
Кирилл Лашевич, фагот
Анастасия Кухтина, скрипка
Агаша Григорьева, скрипка
Серафима Вепринцева, альт
Георгий Ткачев, виолончель
Полина Желиба, фортепиано
Екатерина Белых, фортепиано
Семен Мусатов, чтец