Заключительным аккордом
цикла концертов Schönberg 150 станет программа-сопоставление венской и нововенской композиторской школ. Именно так, по аналогии с музыкальными патриархами Вены XIX века, Гайдном, Моцартом и Бетховеном, назвали новый триумвират начала века. Шенберг, Берг и Веберн — «Новая венская школа» — разрушили воздвигнутый «старовенцами» священный храм тональности.
Вторая камерная симфония была начата композитором почти сразу после написания первой, но ее завершение было отложено более чем на тридцать лет, став по замечанию Глена Гульда, «тревожным скелетом в его музыкальном шкафу».
«В течение месяца я работал над Второй камерной симфонией. Большую часть времени я трачу на то, чтобы понять, „к чему здесь клонил автор?“ Действительно, за это время мой стиль значительно углубился, и мне трудно согласовать то, что я тогда правильно написал, доверяя своему чувству формы и не слишком много думая, с моими нынешними обширными требованиями в отношении „видимой“ логики. Сегодня это одна из главных трудностей, поскольку она также влияет на материал» (письмо Фрицу Стидри, осень 1939 года).
Новая версия симфонии получила измененную оркестровку, дополнительные 20 тактов в первой части и новое заключение второй — на этом Шенберг решил остановится, не раздувая цикл до полноценных четырех частей. Завершенная спустя более чем через 30 лет, вторая камерная симфония объединила новаторские идеи молодости и колоссальный опыт Шенберга.
Второй фортепианный концерт Бетховена, хронологически написанный раньше первого, — квинтэссенция венского классицизма. Совсем еще молодой Бетховен перенимает эстафету у старших современников — Гайдна и Моцарта и, стараясь завоевать Вену, для столичной премьеры избирает жанр фортепианного концерта, чтобы заявить о себе и как о пианисте, и как о композиторе. Музыканты камерного оркестра «Околобаха» исполнят концерт в исторической — бетховенской — версии с солирующим дирижером.
Программа
Арнольд Шенберг. Камерная симфония» № 2, ор. 38
Людвиг Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, ор. 15
«ОКОЛОБАХА»
Камерный оркестр «Околобаха» основан в 2020 году. В состав молодого коллектива вошли инициативные студенты и выпускники Московской консерватории, являющиеся лауреатами многих международных конкурсов. Оркестр выступает на концертных площадках Москвы. В сферу его интересов входит не только репертуар эпохи барокко и ранней классики, но также советский авангард, зарубежная музыка ХХ века и творчество современных композиторов. Коллектив специализируется на историчном звучании и вдумчивой интерпретации музыкального текста. Художественный руководитель и дирижер — Максим Бетехтин.