SCHNITTKE LIVE (E+U)

25.01 вт
19:00, 21:00

Оркестр громкоговорителей в проекте Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка кино СССР»
Купить
Билеты 1500₽

«SCHNITTKE LIVE (E+U). Оркестр громкоговорителей» — это мультимедийная выставка-концерт с исполнением музыки Альфреда Шнитке на многоканальной системе акусмониум, визуальным контрапунктом к которой станет видеоинсталляция. Куратор проекта — музыкант Олег Нестеров («Мегаполис»).

Дирижерами «оркестра громкоговорителей» станут композитор и художник Антон Яхонтов aka Patrick K.-H., куратор международного фестиваля электронной пространственной музыки «Акусмониум», и сам Олег Нестеров. Встав за пульт акусмониума, они исполнят свой пространственный вариант музыки Шнитке.

Важной частью выставки станет видеоинсталляция с кадрами из фильмов, музыку для которых написал Альфред Шнитке. Ее автор — Дина Караман, видеохудожник и режиссер, участница Венецианской биеннале, фестивалей MIEFF, «Послание к человеку» и «Зеркало».

ПОЧЕМУ КИНОМУЗЫКА?

В Советском союзе музыку для кино писали Шнитке и Прокофьев, Каравайчук и Шостакович, Хачатурян и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».

Произведения Шнитке известны миллионам кинозрителей — он сочинил саундтреки к более чем 60 фильмам: «И все-таки я верю...» Ромма, «Восхождение» Шепитько, «Фантазии Фарятьева» Авербаха, «Стеклянная гармоника» Хржановского, «Посетитель музея» Лопушанского.

Киномузыка стала для Шнитке настоящей лабораторией стиля, испытательным полигоном для идей: «задача моей жизни — это преодоление разрыва между «Е» и «U» (E-Musik, ernste Musik и U-Musik, Unterhaltungsmusik — серьезная и развлекательная), даже если я при этом сломаю себе шею». Преодолеть этот разрыв композитору действительно удалось: самые удачные находки в киномузыке Шнитке использовал в своих академических произведениях. Именно исследование взаимовлияний кино- и академической музыки Шнитке стали главной целью проекта.

Андрей Хржановский называл Шнитке изобретателем «многоканального» языка. Для композитора были очень важны поиски в области соединения разных фактур, идея многоэтажного пространства: «…Сама наша жизнь невероятно эклектична, мы живем под воздействием многих факторов. Мы воспринимаем мир „многоканально“, мы думаем параллельно несколько мыслей, слушаем радио, смотрим телепрограмму, занимаемся еще чем-то…»

Музыка Шнитке в ДК Рассвет будет исполнена на акусмониуме, «оркестре громкоговорителей», созданном для живого исполнения многоканальной музыки. Акусмониум состоит из расположенных по всему пространству громкоговорителей различных форм, размеров, частотных характеристик и пульта, с помощью которого дирижер создает пространственное звуковое полотно. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе.

Почему акусмониум?

В своих работах Альфред Шнитке часто обращался к пространственному звуку. О многоканальном звуке (стереофонии, квадрофонии, октофонии) он говорил как о важнейшем открытии, которое принесло в звучащую материю живую игру музыкальным пространством и тем самым избавило ее от мертвенности одномерной звуковой дорожки.

Сочиняя Третью симфонию, рассчитанную на новый зал Гевандхауза, Шнитке намеревался в полной мере использовать все его возможности: «…Кроме чрезвычайно выгодной естественной акустики — все микрофоны и динамики, установленные в стенах и на потолке. С помощью такой техники можно было бы создать любую движущуюся звуковую картину. Я представлял себе, что удастся реальное звучание оркестра на сцене сопоставить с записанным, пространственно статичное — с неким движущимся вихреммузыкальной фонограммы. Однако пока новая техника полностью не освоена, возможности зала не изучены, задуманный эффект остался нереализованным».

Проект «SCHNITTKE LIVE (E+U)» — попытка реализовать эту идею при помощи современных технологий. На концерте зрители услышат различные произведения композитора, как киномузыку, так и академические произведения, и смогут почувствовать связь между «Е» и «U», услышать диалог киномузыки и академической музыки Шнитке.

Проект «Три степени свободы. Музыка кино СССР»

Это часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвященного феномену советской киномузыки.

В Советском союзе музыку для кино писали Шнитке и Прокофьев, Каравайчук и Шостакович, Хачатурян и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино.

Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».

Проект «Три степени свободы» включает в себя одноименный интернет-портал, музыкальные сборники (выпущенные в цифровом пространстве и на виниле), книги, образовательный курс на сайте Arzamas, экспозиции, концерты, перфомансы и другие офлайн-события. В 2021 году главным героем проекта стал Альфред Шнитке. В 2022-м проект будет посвящен Олегу Каравайчуку.

Партнеры проекта: киноконцерн «Мосфильм», компания «Акустика волновод», акционерное общество «Фирма Мелодия». Проект проходит при поддержке Министерства культуры РФ.

При поддержке
Фонд Николая Каретникова
Купить билет 1500₽ →

Немного формальностей