ПЕСНИ ПОСЛЕ ВРЕМЕНИ. СИЛЬВЕСТРОВ И ШУБЕРТ

13.04 ср
20:00

Алексей Любимов
Яна Иванилова

Музыка всегда имеет дело со временем, и сочинения Валентина Сильвестрова чаще всего существуют в пространстве времени, которого уже нет, — в поствремени, в области медленно угасающего эха, воспоминания, отзвука. Все закончилось, и нам остается лишь память — и благодарность.

Этими чувствами наполнен сильвестровский песенный цикл «Ступени» на стихи Тютчева, Пушкина, Блока, Мандельштама, Баратынского. Эти тихие романсы лишь внешне отсылают к музыке XIX века, на самом деле их место и время не определено, туманно — мы слышим знаменитые стихи остраненно, как будто впервые, словно на ощупь находя знакомые контуры.

13 апреля в ДК Рассвет «Ступени» исполнят пианист Алексей Любимов и сопрано Яна Иванилова, первыми записавшие и исполнившие этот цикл в конце 1990-х. Пару сильвестровским элегическим романсам составят экспромты и песни Франца Шуберта: Сильвестров и Шуберт — сочетание, ставшее уже классическим.

ПРОГРАММА

Валентин Сильвестров. «Ступени», вокальный цикл

  • «Элегия», стихи анонимного автора. Посвящается Святославу Крутикову
  • «Душа моя», стихи Федора Сологуба. Посвящается Олегу Киве
  • «Тени сизые смесились», стихи Федора Тютчева. Посвящается Борису Буевскому
  • «На что вы, дни?», стихи Евгения Баратынского. Посвящается Инне Алексеевне Барсовой
  • «Элегия», стихи Александра Пушкина. Посвящается Эдисону Денисову
  • «О вещая душа моя!», стихи Федора Тютчева. Посвящается Якову Семеновичу Друскину
  • «Сестры — тяжесть и нежность», стихи Осипа Мандельштама. Посвящается Светлане Савенко
  • «К сну», стихи Джона Китса
  • «Последняя любовь», стихи Федора Тютчева. Посвящается Юрию Смирнову
  • «Я слово позабыл, что я хотел сказать», стихи Осипа Мандельштама. Посвящается Ю.Г. Кону
Франц Шуберт. Экспромты, ор. 90 для фортепиано

  • «Маргарита за прялкой»
  • «Ночь в лесу»
  • «Ты мой покой»
  • «Серенада»
  • «Молодая монахиня»
  • «Ночь и грезы»
  • «Баркарола»

ОЛЬГА СЕДАКОВА О ВРЕМЕНИ СИЛЬВЕСТРОВА

«Особое время Сильвестрова, которого ни у кого не было, — время постлюдии. То есть метафорическое время. Оно есть, но говорит о том, что его уже нет — и что оно приходит оттуда, где оно было, и приходит другим: полным не ожидания следующего момента, „как в жизни“, а благодарностью. Время, как бы поглотившее собственный конец. Музыка Сильвестрова говорит прежде всего о слухе – о слухе как событии, у которого есть границы, и за ними „наступает глухота паучья“. О слухе и его собеседнике — звуке: о дали звука, о его глубине и трепетании. О молчании, которое в нем… У позднего Сильвестрова слуху не нужно почти ничего кроме piano и его градаций. Когда звучат первые звуки его сочинения, мы чувствуем, что слышим».

Купить билет 1000₽ →

Немного формальностей