Барочный композитор и скрипач-виртуоз XVII века Джузеппе Тартини однажды увидел сон, в котором он продавал душу дьяволу, а тот в ответ играл ему на скрипке изумительную сонату. Проснувшись, он попытался записать услышанное. Получившиеся «Дьявольские трели» он называл лучшей музыкой, когда-либо им написанной, — и все же лишь отдаленным подобием того, что он слышал во сне.
Как должна звучать музыка, отмеченная печатью зла — или отражающая времена, когда зла в мире становится слишком много? В партитуре Тартини отмечены конкретные пассажи, олицетворяющие появление дьявола. Так же и в Первой сонате (1938–1946) Прокофьева, отражающей впечатления военных лет, есть места, о которых автор говорил «это ветер гуляет по кладбищу». Эта соната — одно из самых мрачных сочинений автора. «Эта музыка должна звучать так, чтобы люди подскочили на своем месте, и спросили „А не сошли ли вы с ума?“», замечал Прокофьев.
В программе вечера пару ей составляют короткий ноктюрн Сибелиуса из музыки к драме Прокопе «Пир Валтасара», Grave и Fuga из Второй сонаты для скрипки Иоганна Себастьяна Баха и Пятая соната для скрипки Эжена Изаи. В отличие от других сонат знаменитого бельгийского скрипача, пятая, начинающаяся с части под названием «Аврора», — это пьеса, напоминающая о том, что музыка способна дарить надежду.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Даниил Коган, скрипка
Олег Худяков, фортепиано