Песни без слов. Беата Прохорова и Арсения Сибилева
20.09 ср
19:30
Французская музыка для скрипки и фортепиано
ДК Рассвет представляет необычную программу французской камерной музыки XIX–XX веков в исполнении молодых музыкантов Беаты Прохоровой (фортепиано) и Арсении Сибилевой (скрипка). Ее центр — песни Габриэля Форе, Камиля Сен-Санса и Рейнальдо Ана в инструментальном переложении для скрипки и фортепиано. Песни традиционно занимали важнейшее место в истории французской музыки; слушатели ценили мастерство музыкальной аллитерации в переложении тончайших стихотворений, но инструментальные бессловесные версии жили своей, довольно бурной жизнью. Эти мерцающие мелодические двойники песен, где солирующий инструмент должен был максимально точно подражать человеческому голосу, намекали на исходное содержание лишь названиями — и оставляли максимальный простор для воображения. Маленькие шедевры романтической эпохи даже в самых восторженных и нежных своих проявлениях оставляют странное горьковатое послевкусие. Как в знаменитом стихотворении Поля Верлена «Лунный свет» («Claire de Lune»), вдохновившем сразу нескольких французских композиторов: «О том, что любовь побеждает, / Что есть беззаботные дни, / Поют беспрестанно они, / Но песня их грусть навевает». Это особенно заметно в песнях Форе на стихи Сюлли-Прюдома, первого лауреата Нобелевской премии по литературе — от болезненно-страстной «Здесь, на Земле» («Я хочу в поцелуе гореть бесконечном») до мрачных «Колыбелей» («Но день расставанья придет, так нужно — чтоб жены рыдали, / Мужья порывались вперед, в обманчиво-синие дали»).
На вечере прозвучат сразу три «Claire de Lune» — песни Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Подготовкой же к «песенной» части станет первое отделение — легкая и виртуозная «Интродукция и рондо каприччиозо» Сен-Санса и первая соната для скрипки и фортепиано Форе, написанная им в 31 год и моментально сделавшая его знаменитым; именно ее постоянно слушают герои «В поисках утраченного времени». Завершит вечер «A Chloris» (1913) Рейнальдо Ана — одна из самых красивых и недооцененных мелодий в истории французской музыки, подводящая невидимую черту под периодом Belle Époque.
Программа
1
Габриэль Форе. Соната для скрипки и фортепиано № 1 ля мажор op. 13 (1876)
Камиль Сен-Санс. Интродукция и Рондо-каприччиозо (1863)
2
Габриэль Форе
Après un rêve (1878)
Ici Bas (1865)
Nell (1878)
Automne (1878)
Les Berceaux (1879)
Chanson d'amour (1882)
Clair de Lune (1887)
Клод Дебюсси Clair de Lune (1905)
Камиль Сен-Санс Clair de Lune (1865)
Рейнальдо Ан. A Chloris (1913)
Исполнители
Арсения Сибилева (скрипка). Родилась в 2001 в Москве. Студентка 5-го курса МГК им. П. Чайковского (класс профессора С.И. Кравченко). Трехкратная обладательница Золотой медали Всероссийских Дельфийских игр (2013, 2018 и 2019). Лауреат международных конкурсов: Людвига ван Бетховена в Австрии (1-я премия), Рудольфа Матца в Хорватии (Гран-при), Леонида Когана в Брюсселе (3-я премия). Выступала в концертных залах Берлина, Лейпцига, Вены, Еревана, Астаны, Москвы, Петербурга и др. С 2020 года — солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Играет на инструменте итальянского мастера Гаэтано Паста 1715 года.
Беата Прохорова (фортепиано). Родилась в России в 2002 году. В 2017 году, после участия в Международной летней школе, была приглашена на учебу в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, где обучалась до 2020 года. С 2020-го — студентка Венского университета музыки и искусств (MUK) в классе профессора Клауса Штикена. Ведет активную педагогическую деятельность, автор нескольких музыкально-просветительских программ для подростков в Вене. Помимо музыки занимается театром, за время учебы в Вене и Москве организовала несколько концертов, фестивалей и театральных перфомансов при участии Gesellschaft für Musiktheater Wien, Boesendorser Salon Wien, Дома творчества «Переделкино», благотворительного фонда «Вера», театра «Астана-опера» и др.