Александр Кнайфель. От тишины до темноты

03.06 пт
20:00

Солисты ансамбля Kymatic

Музыка петербургского композитора Александра Кнайфеля (р. 1943) нечасто звучит в Москве — она требовательна и к музыкантам, и к публике, предполагая особенную концентрацию и напряженное вслушивание. ДК Рассвет с особенной гордостью представляет сольный вечер музыки композитора — редкое и ценное для нас событие.

Концерт начнется со скорбной виолончельной пьесы «Lamento». Это раннее программное сочинение Кнайфеля, написанное в 1967 году (финальная редакция — 1987) требует предельной концентрации от музыканта, напряжение которого усиливают не только тон пьесы, но и бескомпромиссные авангардистские методы его достижения. Ключевое событие вечера — произведение «Сantus тишины до темноты» для ударника и пианиста. Значительное число ударных инструментов (вибрафоны, колокола, гонги, кротали) здесь обладают тихим голосом, к которому необходимо прислушиваться, как и к звукам отдаленно стоящего рояля. Плавно угасающий в течение исполнения свет как бы подчеркивает отсутствие кажущегося «созерцательного характера» музыки в привычном смысле — если это и созерцание, то «вовнутрь себя».

Многие композиции Кнайфеля содержат словесный текст, который не поется и не проговаривается вслух, а «интонируется внутренне» — каждое слово будто настраивает соответствующий ему звук, превращает его в «послание». Не считая свою музыку «современной», автор конструирует сложные системы ритуального проживания времени, смещая характерный для музыкального авангарда акцент с организации этого времени на чуткую формулировку «послания». Кнайфель как бы утверждает победу вечности над временем. «У меня есть внятное ощущение, что отечество мое, то, откуда я родом, — какая-то совершенно иная цивилизация, очень мощная. И я все время о ней невольно свидетельствую. А в этот мир я просто не очень вписываюсь. Я не отгораживаюсь, не заношусь — я живой человек, очень люблю своих друзей, все им отдаю. Все человеческое едино, но мой отчий дом — не здесь» (Александр Кнайфель, из интервью для книги «Фермата. Разговоры с композиторами»).

ПРОГРАММА
  • LAMENTO виолончелиста (1967/1987)
  • CANTUS тишины до темноты (1993). Ударные, фортепиано, электронная обработка звука, свет
О КОМПОЗИТОРЕ

Александр Кнайфель родился в Ташкенте в 1943 году в семье музыкантов. Готовился стать виолончелистом, однако был вынужден отказаться от исполнительской карьеры. В 1967-м закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. Живет в Санкт-Петербурге.

Ранние сочинения Кнайфеля стали причиной попадания композитора в «хренниковскую семерку», неофициальный черный список советских авангардистов (вместе с Губайдулиной, Денисовым и др.).

Созданные в 1970–1980-е произведения обеспечили ему особое место в мире музыки: их отличают медленные темпы, значительная продолжительность и чрезвычайная разреженность партитуры. Нередко они требуют и масштабных, экзотических составов («Восьмая глава для храма, четырех хоров и виолончели», «Ника» для 17 контрабасовых инструментов, опера «Алиса в стране чудес», предполагающая участие циркачей и танцоров).

Тем не менее, все они оказываются и исполнены, и записаны. С конца 1980-х музыка Кнайфеля начинает активно звучать на Западе. Он первым из отечественных композиторов получает престижную немецкую премию DAAD, его музыке (а также музыке Кейджа, Штокхаузена и Заппы) посвящен Франкфуртский фестиваль 1992 года. Записи Кнайфеля выходят на лейбле ECM Records, пропагандистом и первым исполнителем многих сочинений становится Мстислав Ростропович.

В списке сочинений композитора — более ста произведений в разных жанрах, в советское время Кнайфель также много работал в кинематографе (музыка к «Противостоянию», «Торпедоносцам», «Рафферти» и др.).

ИСПОЛНИТЕЛИ
Елисей Дрегалин, ударные
Антон Изгагин, виолончель, фортепиано
Сергей Зыков, электроника, свет
KYMATIC О СЕБЕ

KYMATIC — ансамбль, развивающий мультимедийное и междисциплинарное направления современной музыки. Коллектив молодых интеллектуалов, академических музыкантов-импровизаторов, использующих в своей работе барочные, современные концертные и этнические восточные инструменты наравне с новыми мультимедиа-технологиями, они существуют вне коммерческого и институционального контекста и интуитивно перемещаются по разным художественным территориям: филармонически строгие программы ансамбль чередует с импровизационными и электроакустическими сетами, а культовые авангардные партитуры — с обскурными и сугубо аутсайдерскими сочинениями. Деятельность ансамбля направлена на взаимодействие с разными видами искусства; их соавторами часто выступают режиссеры, видеохудожники, композиторы, хореографы, программисты.

Репертуар KYMATIC — произведения XX–XXI веков, новые композиторские сочинения, а также музыка эпохи барокко и свободная импровизация. Барочный синтаксис и фразировка используется в подчеркивании мелодики современной музыки, устанавливая таким образом связь времен и авторов, переосмысливая современные композиции в новом ключе.

Купить билет 1000₽ →

Немного формальностей