Мендельсон на исторических инструментах

22.02 вт
19:00

Айлен Притчин, Александр Рудин, Дмитрий Аблогин

«Я давно пришел к убеждению, что большинство произведений удается исполнить лучше, музыкально лучше именно на оригинальных инструментах», — писал дирижер Николас Арнонкур, один из зачинателей революции аутентистов. Чаще всего эти принципы прикладывают к музыке доромантической эпохи — тем любопытнее концерт 22 февраля, на котором на исторических инструментах будут исполнены сочинения Феликса Мендельсона. Айлен Притчин (скрипка) и Александр Рудин (виолончель) будут играть на жильных струнах, а Дмитрий Аблогин — на историческом рояле Erard 1848 года, предоставленным Музеем-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого, г. Рыбинск.

«Это Моцарт XIX столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — так писал про Мендельсона его друг, современник и коллега Роберт Шуман. С Моцартом роднит Мендельсона и удивительная ранняя гениальность. Еще ребенком он поражал слушателей законченностью своих творений и виртуозностью игры на фортепиано и скрипке. Всем известно, что Мендельсон заново открыл широкой публике Баха, но мало кто помнит, что ему было всего лишь 20, когда он подготовил к постановке и продирижировал «Страсти по Матфею». Его с упоением и восхищением слушал Гёте. Его произведения продолжают изумлять публику и в XXI веке.

В программе концерта — произведения зрелого и позднего периода творчества композитора:

  • Соната для виолончели и фортепиано Си-бемоль мажор, op. 45
  • Соната для скрипки и фортепиано Фа мажор (1838)
  • Четыре песни без слов для фортепиано
  • Трио до минор для фортепиано, скрипки и виолончели, op. 66

Программа

Обе сонаты сочинены в конце 30-х годов XIX века — Мендельсон недавно женился на юной красавице Сесиль Жанрено и наслаждается первыми годами семейной жизни. За несколько лет до этого он занял пост капельмейстера в лейпцигском Гевандхаузе и быстро стал одним из самых прославленных композиторов Европы. Мендельсон очень много путешествует, ежегодно выступает в Англии, дружен с королевской семьей. Ощущение счастья, радостной взволнованности, насыщенности жизни царит в обеих сонатах.

Трио до минор относится к позднему периоду — Мендельсон сочинил его в 1845 году, за два года до смерти. Характер этого сочинения более мрачный, серьезный, но в нем по-прежнему чувствуются неуемная энергия и страстность композитора. В трио появляются гармонические сочетания, предвосхищающие Брамса и поздних романтиков. Удивительное мастерство Мендельсона в полифонии и контрапункте в этом сочинении достигает своей вершины.

В финальной части он цитирует хорал «Vor deinen Thron tret' ich hiermit» («Вот предстаю я пред престолом Твоим»). Музыка на текст хорала считается последним сочинением Баха, написанным на смертном одре. Возможно, в выборе этого хорала отразилось и предчувствие Мендельсоном своей близкой кончины.

Организатор концерта — продюсерское агентство GebgArt Production

Исполнители

Айлен Притчин — один из самых ярких российских скрипачей своего поколения. «С точки зрения звука, очевидно, что он способен сказать нечто особенное и одарен выдающейся музыкальной культурой, которая выходит далеко за пределы инструментального мастерства», — писал о молодом музыканте французский скрипач, кинорежиссер и писатель Бруно Монсенжон.

Лауреат многих конкурсов, в числе которых Международный конкурс им. П.И.Чайковского (2019), конкурс Крейслера в Вене и конкурс Венявского в Познани, конкурс Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже. В свои 35 лет Айлен Притчин — профессор консерваторий в Брюсселе и Антверпене. Он гастролирует в России, Франции, Бельгии, Италии, Германии, Канаде, Японии, Китае, выступает с именитыми музыкантами и коллективами.

Александр Рудин — народный артист России, лауреат Государственной премии России, виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В репертуаре музыканта произведения для виолончели четырех столетий – как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся.

Александр — художественный руководитель и главный дирижер московского камерного оркестра Musica Viva, с которым представляет в столице уникальные концертные программы. Как приглашенный дирижер Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, участвует в международных фестивалях.

Дмитрий Аблогин известен своим мастерством, виртуозной техникой, авторским прочтением музыкальных произведений. Большой резонанс у публики и прессы вызвала игра Дмитрия на Первом Международной конкурсе имени Ф.Шопена на исторических инструментах, лауреатом которого он стал в 2018 году. Изучал историческое исполнительское искусство в Высшей школе музыки во Франкфурте-на-Майне. Лауреат международных конкурсов: пианистов имени Веры Лотар-Шевченко (Екатеринбург, Россия), Germany Piano Open (Ганновер, Германия) и Musica Antiqua (Брюгге, Бельгия). Активно концертирует в Германии, Швейцарии, Дании, Франции, Италии, Польше, Америке, Канаде.

Немного формальностей