Именно поэтому «Мистерия к Рождеству», написанная петербургским композитором Рустом Позюмским специально для барочного коллектива Novoselie и детского хора «Аврора», может позволить себе не быть рождественской музыкой в ее традиционном понимании.
Это мистерия, в которой драма становится музыкой, а вместо библейского сюжета рассказывается аллегорическая история о человеческой душе — о ее неприкаянности и детскости, о рождении и движении навстречу свету.
«Мистерия к Рождеству» написана для ансамбля Novoselie, к которому присоединится детский хор «Аврора» — уникальный коллектив, лауреат всероссийских и международных конкурсов, под руководством Анастасии Беляевой вдохновенно исполняющий музыку Генри Перселла, Иоганна Себастьяна Баха, Александра Маноцкова и многих других авторов.
Изначально ансамбль исполнял музыку, которая родилась в России в первой половине XVIII века в результате петровских реформ и представляла собой наивное соединение европейского барокко с русской духовной музыкой и фольклором, а также стилизации на эту музыку, написанные Рустом Позюмским.
Произведений этого жанра сохранилось немного, просуществовал он недолго и позднее был назван музыковедами «петровским кантом» или «барочными гласами петровских времен».
Позюмский решил вдохнуть жизнь в этот забытый жанр и сначала написал для аутентичных кантов барочное сопровождение, а затем начал писать новые песни-канты на свои тексты для голосов и виол да гамба.
В таком виде проект Novoselie отыграл некоторое количество концертов и принял участие в нескольких фестивалях. Со временем стало понятно, что музыка других периодов русской истории не менее интересна для переосмысления. Ансамбль продолжил продвигать идею барочной музыки для консорта виол, в которую вплетены голоса, в разной степени отходящие от академического пения.