«Звон» Маркелова и октет Шуберта

30.09 сб
19:30
Next Monday представляет

Проект Next Monday возвращается в ДК Рассвет с эклектичным сочетанием интроспективного Октета фа мажор (1824) Франца Шуберта и фортепианной старообрядческой мистерии «Звон» (1991) Павла Маркелова.

«Звон» — потаенное и редко исполняемое сочинение для двух роялей удивительного композитора Павла Маркелова (1967–2016). Уроженец Магадана, Маркелов окончил Гнесинку по классу флейты и композиции и, отслужив в армии, с 1989 года до самой смерти служил главным звонарем, уставщиком и головщиком знаменного роспева в Успенском храме-колокольне Рогожской слободы Русской православной старообрядческой церкви. Все это время он активно сочинял музыку, основанную на колокольных звонах и знаменном распеве — в его активе 20 (!) колокольных симфоний, мессы, мистерии и камерные сочинения. Маркелов считал себя изобретателем нового жанра «маркелианы» — «медленной роспевной музыки длительного широкого дыхания, основанная на слиянии русского и византийского роспева». Пианист Петр Айду исполняет медитативный «Звон» для двух роялей в одиночку.

На вечере в ДК «Звон» выполняет роль «предварительного действа» для позднего шедевра Шуберта, Октета фа мажор. Он был заказан графом Фердинандом Тройером, главным гофмейстером эрцгерцога Рудольфа и кларнетистом-любителем, по следам популярности бетховенского септета — граф хотел что-нибудь похожее. Септет бравировал неортодоксальным составом инструментов (на одной сцене оказывались кларнет, струнные, валторна и фагот), но был чрезвычайно популярен в Вене — темы из него насвистывали на улицах. Шуберт добавил к этому составу еще одну скрипку, тщательно учел требования и возможности исполнителей, но результат, очевидно, обескуражил слушателей — в первую очередь продолжительностью (больше часа), но также интонацией и общими решениями. Его сложно было назвать броским светским дивертисментом — октет написан подавленным 27-летним человеком, заполнявшим страницы дневника мыслями о влиянии страданий и вреде радости («боль обостряет разум и укрепляет дух; радость же, наоборот, редко заботится о первом, а второй размягчается и делается фривольным»). И если септет Бетховена играли в Вене каждый год на протяжении пары десятилетий, то шубертовский октет после приватной премьеры прозвучал на публике всего один раз и больше при жизни автора никогда не исполнялся.


Исполнители

Петр Айду, фортепиано
Иван Почекин. скрипка
Ксения Почекина, скрипка
Александр Митинский, альт
Петр Кондрашин, виолончель
Григорий Кротенко, контрабас
Сергей Елецкий, кларнет
Леонид Вознесенский, валторна
Талгат Сарсембаев, фагот
КУПИТЬ БИЛЕТ ₽1200 →

Немного формальностей