Гавриил Попов, Игорь Стравинский. Два септета

09.05 чт
19:30
Камерный оркестр Околобаха

Камерный оркестр Околобаха сводит в одной программе два сочинения для септета — сверхизвестную «Историю солдата» Стравинского и недооцененную Камерную симфонию Гавриила Попова. Каждое из них можно назвать «спрессованным оркестром», так богата палитра красок и так замысловат порой полифонический рисунок их музыкальной ткани.

Юношеское сочинение Гавриила Попова, однокашника Шостаковича — одно из самых ярких сочинений композитора, обещавшее музыкальному миру появление новой, так и невзошедшей звезды русского музыкального авангарда. «Стравинский, Шенберг, Хиндемит, Прокофьев — вот мои звезды», записывал студент Ленинградской консерватории Попов в дневнике. Прокофьев сразу выделил музыку ленинградского юноши, и активно хлопотал об исполнении Септета за рубежом. В январе 1930 года оркестр Би-би-си исполнял его вместе с «Историей солдата» Стравинского — под управлением Эрнеста Ансермэ, первого и, возможно, лучшего интерпретатора «Истории».

Септеты Попова и Стравинского роднит не только состав камерного оркестра, но и особенная издевательски-веселая нотка — звон иронии посреди сгущающегося мрака. Сочиняя, оба композитора решали и вполне практические задачи: для Попова это было выпускная, дипломная работа, демонстрирующая способности молодого советского композитора, для Стравинского — способ поправить финансовое положение: он сочинял «Историю» в Швейцарии в конце 1917 года, будучи полностью отрезанным от доходов, поступавших из России. «Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны», — писал он в воспоминаниях. Театрализованная «История солдата», основанная на сказке о солдате-дезертире и черте из сборника Афанасьева, по замыслу Стравинского должна была стать хорошим способом заработка — основой для выступлений небольшого передвижного театра.

Из этих планов ничего не вышло. Попова советская критика вскоре разгромила как формалиста, а идею гастролей «Истории солдата» по Швейцарии остановила эпидемия «испанки» — заболели все участники постановки, их семьи и агенты. Вечно актуальной остается лишь общая идея «Истории солдата»: дезертир пытается обыграть дьявола, и в некоторые моменты ему это даже удается — но в финале черт все же торжествует.


Программа

Гавриил Попов. Камерная симфония, ор. 2 (1927)
Игорь Стравинский. Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая, К029 (1917)

Исполнители

Камерный оркестр Околобаха / художественный руководитель и дирижер Максим Бетехтин

Александра Мелдо, флейта
Дмитрий Скородумов, кларнет
Семен Ушаков, кларнет
Матвей Негруль, тромбон
Александр Атаманов, фагот
Анастасия Кухтина, скрипка
Арина Махова, виолончель
Давид Ружавинский, контрабас
Филипп Карандеев, ударные
Иван Болгов, чтец

купить билет ₽1200 →

Немного формальностей