ДК Рассвет и OpensoundOrchestra начинают большой концертный проект: в течении сезона-2023/24 на сцене ДК будут исполнены все пятнадцать струнных квартетов Шостаковича. Без них сложно представить себе историю музыки XX века, как, само собой, и биографию самого композитора. Не будет преувеличением сказать, что камерные сочинения Шостаковича в разные десятилетия слушались по-разному, резонируя с тем, что происходит вокруг, — и сейчас пришло время переслушать их заново.
Первый струнный квартет, написанный в 1938 году, — своеобразная проба пера, которой сам Шостакович был не вполне доволен. «Вышло не ахти как, — пишет он в письме своему другу Ивану Соллертинскому; «начал писать без особых мыслей, думал, что ничего не получится», — сообщает читателям «Известий». Первый квартет — это, по собственному определению композитора, «веселый, радостный, лирический квартет», который он предлагает называть «весенним». И в то же время первый квартет — это первое «серьезное» сочинение после Пятой симфонии (весна–лето 1937), все остальное время композитор занят написанием прикладной музыки к не самым великим кинофильмам («Волочаевские дни», «Выборгская сторона», «Приключения Корзинкиной» и др.).
Таким же спокойным (критики привычно называют его «бесконфликтным») получился Второй квартет, написанный в Иваново в 1944 году. «Беспокоит меня молниеносность, с которой я сочиняю», — отчитывался Шостакович в процессе своему другу, композитору Виссариону Шебалину. «Без сомнения, это не хорошо. Сочинять с такой скоростью, как это делаю я, нельзя. Это весьма серьезный процесс, „нельзя его гнать галёпом“ (как сказала одна моя знакомая балерина)... Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться... Утомительно, не слишком приятно и, по окончании, полное отсутствие уверенности в том, что ты с пользой провел время» (Шебалину в итоге Шостакович и посвятил этот квартет).
Сам Шебалин параллельно нащупывал собственный голос в квартетной форме. На вечере 4 сентября будет исполнен написанный в то же время его Третий струнный квартет (1939). Шебалин, как и Шостакович, сочинял много прикладной музыки и старался использовать удачные фрагменты в музыке «серьезной»: в квартете звучат темы из театральной постановки на основе пушкинских «маленьких трагедий» в театре-студии Юрия Завадского. «Я люблю свой Третий квартет, — напишет он потом в воспоминаниях. — Первые два квартета — поиски пути, а Третий — уже более самостоятельная, более „своя“ работа».
Солисты OpensoundOrchestra
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Ксения Жулева (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они инициируют и участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории барокко, классики, театральной и киномузыки.