Шостакович: черные ангелы. Тринадцатый и четырнадцатый струнные квартеты

02.04 вт
19:30
OpensoundOrchestra × DSCH
В октябре 1969 года Шостакович пишет, возможно, свою самую неожиданную симфонию — Четырнадцатую, полностью посвященную теме смерти. Перед премьерой он выступит с исключительно мрачной речью, оповещающей слушателей, что, в отличии от других знаменитых сочинений, для которых важна тема смерти («Отелло», «Аида», «Борис Годунов» и, в особенности, «Песни и пляски смерти»), в этой симфонии нет никакой надежды: смерть — это конец, после нее нет ничего, никакого утешения.

Четырнадцатая симфония открывает небольшую, но важную серию сочинений DSCH, в которых звучит тема смерти. Все они, по сути, — одно большое прощание. Так, тринадцатый струнный квартет начинается с автоцитаты из музыки к фильму «Король Лир» — с хоровых фрагментов о скорби и смерти. Это короткое, одночастное, исключительно скорбное и пессимистическое сочинение — не случайно его называли «реквиемом для струнного квартета». Первый скрипач квартета им. Бородина вспоминал, как автор пришел на его репетицию и очень быстро перестал следить за партитурой: «Играя, мы видели краем глаза, как его голова, подпертая руками, склонялась все ниже... Квартет окончился. Мы положили инструменты, ожидая замечаний. Однако их не было. Шостакович не поднимал головы».

Здоровье композитора продолжает ухудшаться: он переживает второй инфаркт, страдает от прогрессирующего паралича рук и ног, врачи диагностируют у него рак. Сочиненный на этом фоне четырнадцатый квартет поражает своей безмятежностью — автор пишет его словно бы поперек всех обстоятельств. Впрочем, и в этой музыке ощущается скрытое беспокойство. Квартет посвящен виолончелисту квартета им. Бетховена Сергею Ширинскому, и в музыкальную ткань квартета вплетена подходящая цитата — ариозо «Сережа, хороший мой» из «Леди Макбет Мценского уезда».

Вместе с квартетами DSCH будут исполнены «Черные ангелы» (1970), легендарное сочинение американского композитора Джорджа Крама, написанное во время войны во Вьетнаме. Сочинение с подзаголовком «13 картин из Темной Земли» задумано как погребальная песнь и наполнено соответствующей символикой — цитатами из «Смерти и Девы» Шуберта, секвенции «Des Irae», «Дьявольских трелей» Тартини, широким использованием тритона («дьявольского интервала») и пр. На общий замысел работают и названия частей («Сарабанда Темной Смерти», «Danse Macabre» и др.), и звуковые решения — так, быстрые скрипичные пассажи, которыми начинается произведение («Ночь электрических насекомых»), принято ассоциировать с атакой американских военных вертолетов.

ПРОГРАММА

Дмитрий Шостакович
Струнный квартет № 13 си-бемоль минор, соч. 138 (1970)
Струнный квартет № 14 фа-диез мажор, соч. 142 (1971)

Джордж Крам
«Черные ангелы. 13 картин из Темной Земли для электрического струнного квартета» (1970)

СОЛИСТЫ OPENSOUNDORCHESTRA

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Ксения Жулева, альт
Ольга Калинова, виолончель

OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории — барокко, классики, театральной и киномузыки.
КУПИТЬ БИЛЕТ ₽1500 →

Немного формальностей