Шостакович: Личное дело. Пятый и шестой струнные квартеты
08.11 ср
19:30
OpensoundOrchestra × DSCH
ДК Рассвет и солисты Opensound Orchestra продолжают концертный цикл, в рамках которого будут исполнены все струнные квартеты Дмитрия Шостаковича. Третий концерт посвящен струнным квартетам 1950-х годов.
Начало 1950-х для Шостаковича все еще окрашено обертонами постановления 1948 года. Его продолжают «прорабатывать» и обвинять в формализме, на дом к нему ходит преподаватель по марксизму-ленинизму, заставляющий композитора конспектировать труды Сталина. Камерная инструментальная музыка Шостаковича парадоксальным образом вызывает у критиков особенные подозрения — как попытка скрыться от необходимости исправлять ошибки. Написанные в этот период фортепианные 24 прелюдии и фуги обвиняют в формализме и клевете на советскую действительность.
Струнные квартеты этого времени можно рассматривать как род личного дневника. В начале 1950-х он пишет в стол, не имея надежды услышать эту музыку в концерте — Пятый квартет, написанный осенью 1952 года, будет сыгран только в 1953-м, после смерти Сталина. Одна из характерных примет этого контрастного, переменчивого квартета — использование автобиографического мотива-монограммы DSCH (как в Десятой симфонии, создававшейся в тот же момент) и практически симфонический характер, это своего рода симфония для четырех инструментов. Считается, что в нем скрыт и еще один тайный мотив — тема из финала Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Галины Уствольской, ученицы Шостаковича, с которой у него был роман.
Шестой квартет сочиняется в 1956 году в совершенно других условиях. Состоявшийся XX съезд открывает дорогу оттепели, нападки на Шостаковича очень скоро будут официально признаны ошибочными. В его личной жизни происходят бурные перемены — в декабре 1954-го скоропостижно умирает его жена Нина (на похоронах звучит музыка из квартетов), через год — его любимая мама, а в 1956-м он внезапно для окружающих женится на молодой работнице ЦК комсомола Маргарите Кайновой. «Дети отнеслись к этому спокойно и с некоторым любопытством, так как мою жену они еще ни разу не видели», — напишет он другу. Во время «медового месяца» на даче в Комарово и написан Шестой квартет — спокойный и сдержанный.
Шостакович и Кайнова познакомились во время подготовки к международному фестивалю молодежи в Москве — еще недавно совершенно закрытое советское общество начинает медленно приоткрываться миру. В СССР проникают новые веяния, их и символизирует последнее сочинение в программе — это Первый струнный квартет 38-летнего американского композитора Джона Кейджа, написанный им в Париже в 1950 году. Квартет основан на идеях индийской философии; родителям Кейдж признавался, что хотел написать вещь, прославляющую тишину, но не использующую ее впрямую. Как и во многих сочинениях этого периода, Кейдж стремился к сочинению музыки, которая способна «отрезвить и успокоить разум» — а параллельно нащупывал новые пути, которые навсегда изменят историю музыки.
Программа
Дмитрий Шостакович
Струнный квартет № 5 Си-бемоль мажор, соч. 92 (1952)
Струнный квартет № 6 Соль мажор, соч. 101 (1956)
Джон Кейдж
Струнный квартет в четырех частях (1950)
СОЛИСТЫ OPENSOUNDORCHESTRA
Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Ксения Жулева, альт
Ольга Калинова, виолончель
OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории — барокко, классики, театральной и киномузыки.