Шостакович: Некролог самому себе. Седьмой и Восьмой струнные квартеты

20.12 ср
19:30
OpensoundOrchestra × DSCH
ДК Рассвет и солисты OpensoundOrchestra продолжают концертный цикл, в рамках которого будут исполнены все струнные квартеты Дмитрия Шостаковича. Четвертый концерт посвящен струнным квартетам 1960-х годов.

Как ни странно, только к началу 1960-х Шостакович начинает чувствовать эту форму своей — и пробует с ней экспериментировать. Седьмой квартет, написанный в 1960 году, совсем крохотный, длится всего около 11 минут, — это произведение «большой простоты и большой красоты», как написал о нем биограф Шостаковича Кшиштоф Мейер. Восьмой же, написанный в том же 1960-м — это знаменитый «некролог самому себе». Официально квартет был посвящен «жертвам фашизма и ужасов XX века», однако в письме своему другу Исааку Гликману автор признавался, что создавал его как автоэпитафию («...написал никому не нужный и идейно порочный квартет. Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: „Посвящается памяти автора этого квартета“. Основная тема квартета ноты D. Es. С. Н., т. е. мои инициалы (Д.Ш.). В квартете использованы темы моих сочинений и революционная песня „Замучен тяжелой неволей“»).

Они создаются не в безвоздушном пространстве. Начиная с конца 1950-х советское композиторское сообщество становится все более открыто для новых идей и веяний. Важнейшая платформа для этого — фестиваль «Варшавская осень», основанный в 1956 году. Долгие годы он будет единственным в своем роде фестивалем Центральной и Восточной Европы, где советские композиторы могут показывать свои сочинения и слушать чужие. Шостакович приезжает в качестве почетного гостя уже на III фестиваль, в 1959 году. Польским коллегам в этот момент симфония кажется устаревшим жанром (поэтому симфонии Шостаковича не звучат, а исполняется его Пятый струнный квартет), и все внимание направлено именно на малые формы — здесь ищутся новые приемы и краски, и заимствуются они прежде всего у западных композиторов. В программе прозвучит два польских струнных квартета того времени — сочинения Кшиштофа Пендерецкого и Витольда Лютославского. Отличие от того, что позволяется советским композиторам, заметно сразу: в основе квартета Лютославского идея тотальной несогласованности участников — общая партитура квартета отсутствует в принципе, каждый участник снабжен только своей партией. Пендерецкий пишет свой первый квартет одновременно со сделавшим его знаменитым «Плачем по жертвам Хиросимы» для 52 струнных инструментов и на небольшом пространстве использует все доступные ему новые (и радикальные) формы звукоизвлечения.

Программа

Дмитрий Шостакович
Седьмой струнный квартет (1960)
Восьмой струнный квартет (1960)

Кшиштоф Пендерецкий
Первый струнный квартет (1960)

Витольд Лютославский
Струнный квартет (1964)

СОЛИСТЫ OPENSOUNDORCHESTRA

Станислав Малышев, скрипка
Инна Зильберман, скрипка
Ксения Жулева, альт
Ольга Калинова, виолончель

OpensoundOrchestra — это сообщество ведущих музыкантов Москвы, которые специализируются на современной музыке. Легко трансформируясь из симфонического оркестра в ансамбль солистов и струнный квартет, они участвуют в самых смелых музыкальных проектах, охватывающих как новейшее звуковое искусство, так и смежные территории — барокко, классики, театральной и киномузыки.
КУПИТЬ БИЛЕТ ₽1500 →

Немного формальностей