Музыка невозможна без слушателя, но бывают сочинения, которые словно бы не нуждаются в аудитории. Пианистка и клавесинистка Вера Воронежская собрала для своей сольной программы «музыку без людей» — самодостаточные фортепианные пьесы, которые лучше всего звучали бы на природе, а не в концертном зале. Собственно, для исполнения в поле эта программа изначально и задумывалась. Птицы, ветер, рассвет. Человеку не нужен человек.
Вера Воронежская: «„Я стремлюсь исчезнуть вслед за птицами“, — сказал как-то Оливье Мессиан. В начале XX века человек и его вечная тяга к рефлексии перестали быть центральной темой искусства. Возможно, импрессионизм настроил всех на новый лад, а может быть, это связано с трагедиями XX века и желанием отойти от антропоцентризма. Мессиан, переживший войну и плен, оказывается на пороге творческого кризиса. Именно в этот момент он обращает внимание на пение птиц. Последующие годы он скрупулезно собирает голоса птиц в каталог, называя пернатых своими „главными и лучшими учителями“. Окружающие сперва воспринимают это как шутку, но потом оказывается, что этот материал действительно может стать основой для новой композиторской техники. Концерт состоит из произведений Дебюсси, Мессиана, Кейджа и Корндорфа. Никакого самоанализа — только импрессионистичные картины летней природы».
ПРОГРАММА
Джон Кейдж. In a Landscape
Оливье Мессиан. «Иволга» из «Каталога птиц» для фортепиано
Клод Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Звуки и ароматы в вечернем воздухе реют», «Холмы Анакапри», «Паруса», «Что слышал западный ветер»
Николай Корндорф. «Ярило» для подготовленного фортепиано и магнитофонной ленты