Оливье Мессиан. Двадцать взглядов на младенца Иисуса

01.02 ср
19:30
Фортепианная музыка из оккупированного Парижа
«Если бы мне нужно было продемонстрировать марсианину, что такое фортепиано и чего можно достичь с его помощью, я не нашел бы ничего лучшего, чем дать послушать это сочинение — один из самых величественных шедевров XX века», — писал музыковед Майкл Стейнберг про фортепианный цикл Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». Цикл состоит из 20 пьес, каждая из которых — схваченный в звуке библейский образ, и представляет собой масштабное исследование ритмических и тембральных возможностей фортепиано.

Цикл был написан в 1944 году в оккупированном Париже и впервые сыгран 26 марта 1945 года в сопровождении комментариев автора, расшифровывавших религиозный смысл написанной им музыки. «Моя вера — великая драма моей жизни, — формулировал позже свое credo Мессиан. — Я верю, поэтому пою слова Бога тем, у кого нет веры. Я дарю песни птиц тем, кто живет в городах и никогда их не слышал, создаю ритмы для тех, кто знает только военные марши или джаз, и рисую краски для тех, кто их не видит».

Все пьесы пронизаны повторяющимися лейтмотивами и их вариациями, причем для Мессиана они имели не только музыкальное, но и цветовое выражение: про одну из тем он писал, что этот «комплекс звуков легко различить по цветам — стальной серо-голубой, пронизанный красным и ярко-оранжевым, сиренево-фиолетовый с коричневыми пятнами, окруженный синевато-фиолетовым».

В ДК Рассвет «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» сыграет пианист Евгений Стародубцев (р. 1981), выпускник Московской консерватории, лауреат более 50 международных конкурсов, записавший диски со всеми сонатами Скрябина, сочинениями Чюрлениса, Фейнберга и др. — и Мессиана в том числе.
КУПИТЬ БИЛЕТ 1000₽ →

Немного формальностей