Сократ

25.11 пт
19:00

Симфоническая драма Эрика Сати по диалогам Платона
Независимый театральный проект Montecchi VS Opera представляет премьеру постановки по симфонической драме французского композитора Эрика Сати «Сократ». Уникальное сочинение по диалогам Платона было написано Эриком Сати в самые трудные для Франции годы Первой мировой (1917»1918). Бесстрастное, хладнокровное и безмятежное произведение создавалось, когда немцы обстреливали из дальнобойных орудий Париж. «Сократ» во многом стал провозвестником нового направления в музыке, получившего название «неоклассицизм».

Эрик Сати: «Представьте, я занимаюсь „Жизнью Сократа“. Очень боюсь промахнуться с этим произведением, которое я хотел бы сделать белым и чистым, как Античность… И все же, какое это прекрасное дело: писать с такой совершенно особенной идеей, доселе невиданной и неслыханной… Все впервые, все внове… — и опереться не на что, и подражать некому. И даже немного страшно делать… каждый шаг».

Чтобы соответствовать своим представлениям о «белой античности», Сати выбрал точный, но эмоционально обесцвеченный перевод диалогов Платона, сделанный Виктором Кузеном, а исполнение партий всех четырех мужских персонажей поручил женским голосам. В «Сократе» отсутствует «драма» в привычном понимании этого слова, вместо нее — кантата и церковный распев, спокойные рассуждения и размеренное повествование.

В постановке Montecchi VS Opera участвуют оперные певцы ведущих российских и зарубежных театров, а также драматические артисты и перформеры. К получасовому музыкальному полотну Эрика Сати будут добавлены диалоги Платона, прочитанные на разных языках, а на все оставшиеся вопросы перформеры ответят языком безмолвного танца.

Главные партии исполнят Валерия Бушуева (сопрано, московский театр «Новая Опера»), Мария Деева (сопрано, Музыкальный театр имени Наталии Сац), Мария Бойко (меццо-сопрано, Немецкая опера на Рейне), Юлия Юнаш (сопрано, Музыкальный театр имени Наталии Сац). Как и на премьере в 1918 году, «Сократ» будет исполнен под аккомпанемент фортепиано в редакции автора. За роялем в роли Сати — Иван Марков.

Режиссер-постановщик Елизавета Корнеева
Музыкальный руководитель Даяна Гофман
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
«Сократ» состоит из трех частей, соответствующих выбранным Эриком Сати фрагментам из трёх диалогов Платона: «Пир», «На берегах Илизуса», «Смерть Сократа».

В первой части, «Пир», Алквиад возносит хвалы Сократу, своему соседу по застолью. Он сравнивает Сократа со статуэткой Силена, которого скульпторы обычно изображают с флейтой, а также с сатиром Марсием, который покорял всех своими чудными импровизациями, соперничая с самим Аполлоном, жестоко покаравшим его за непочтение. И пускай Сократ не играет на флейте, но он покоряет собеседников своими речами, способными пронять до глубины души, подобно флейте сатира. Первая часть завершается краткой ответной репликой Сократа, который, согласно обычаю, должен воздать хвалу соседу по застолью.

Вторая часть, «На берегах Илизуса», представляет собой диалог между Сократом и его учеником Федром во время мирной прогулки по берегу реки в знойный день. Они ищут тень, рассуждая, где именно на берегу, согласно легенде, Борей похитил оную Орифию, ушедшую в сторону от подруг. Сократ высказывает здравое предположение, что на самом деле она, возможно, по чистой неосторожности упала со скалы от сильного порыва ветра и утонула, а люди создали легенду — ведь им свойственно видеть сверхъестественное там, где есть загадка. Затем Сократ и Федр ложатся на траву в тени могучего платана и засыпают посреди тишины природы.

В третьей части, «Смерть Сократа», Федон так же размеренно и неторопливо повествует о последних часах и минутах жизни Сократа, заключенного в тюрьму, где Федон и другие верные ученики навещали философа, и о смерти мудрого учителя, обвиненного идейными противниками в неверии и приговорённого Ареопагом принять яд.
Купить билет 1000₽ →

Немного формальностей